Министерство финансов движется по "маршрутам". Законопроект о регулировании налоговой системы готов

Минфин предложил точечные изменения в Налоговый кодекс

Министерство финансов России подготовило законопроект, вносящий ряд точечных изменений в Налоговый кодекс. Эти поправки отражают положения ранее утвержденных «Основных направлений налоговой политики» на трёхлетний период и касаются как расширения налогового мониторинга, так и совершенствования механизма инвестиционного налогового вычета.

Налоговый мониторинг: проще вступить, строже контроль

Одним из ключевых предложений Минфина стало упрощение доступа к налоговому мониторингу. Сегодня этот режим позволяет компаниям освободиться от выездных налоговых проверок при условии, что они предоставляют налоговым органам онлайн-доступ к бухгалтерскому и налоговому учету.

В настоящее время к налоговому мониторингу могут подключаться компании, соответствующие всем трём критериям:

  • наличие активов не менее 800 млн рублей,
  • годовой доход от 800 млн рублей,
  • уплата налогов на сумму от 80 млн рублей в год.

Законопроект предлагает разрешить участие компаниям, удовлетворяющим хотя бы одному из этих критериев, что, по оценке ФНС, может утроить число участников (с нынешних 737 до более 2 тысяч).

При этом усиливается контроль со стороны налоговых органов: добавляются новые основания для исключения компаний из режима мониторинга. Так, поводом для прекращения участия может стать:

  • два и более случая нарушения сроков или порядка предоставления доступа к документам,
  • несоответствие систем внутреннего контроля установленным требованиям.

Более того, при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) налоговики получат право на выемку документов в случае обнаружения нарушений. Это связано с необходимостью контроля не только за корректностью расчетов, но и за достоверностью заявленных затрат, по которым предоставляется государственная поддержка.

Расширение инвестиционного налогового вычета (ФИНВ)

Законопроект также предусматривает расширение возможности использования федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Этот механизм позволяет компенсировать до 3% расходов на инвестиции в оборудование и нематериальные активы. Его целью стало сглаживание эффекта от увеличения ставки налога на прибыль с 20% до 25%.

На сегодняшний день передача права на вычет возможна внутри группы компаний только при условии, что обе стороны имеют одинаковый отраслевой код (ОКВЭД). Новый законопроект снимает это ограничение — теперь любая компания внутри группы сможет воспользоваться ФИНВ, независимо от отрасли.

Поправки, как отмечает Юлия Орлова (ДРТ), одновременно расширяют потенциальный круг пользователей вычета и ужесточают требования к взаимодействию с налоговыми органами. Иларион Леметюйнен (Kept) считает, что усиление контроля и риски исключения компаний, не соответствующих требованиям по внутреннему аудиту, могут снизить привлекательность режима для бизнеса.

Оценка экспертов и потенциальные риски

Кирилл Никитин, руководитель экспертного центра «Деловая Россия» по вопросам налоговой политики, подчеркивает, что расширение ФИНВ — это ответ на запрос крупного бизнеса и исполнение прежних договоренностей между государством и предпринимателями. Однако, несмотря на запланированное финансирование вычета в размере 150 млрд рублей в 2025 году, эксперты сомневаются, что эти средства будут полностью востребованы.

По словам Никитина, в текущих условиях оценить потенциальный спрос на ФИНВ сложно: официальная статистика за первый квартал года пока не опубликована. С ним согласен Федор Петрик (Tax Compliance), указывая, что масштабы налогового вычета слишком малы, чтобы существенно повлиять на налоговую нагрузку большинства компаний.

Перспективы изменений

Законопроект Минфина отражает стремление государства сбалансировать интересы бизнеса и необходимость усиления фискального контроля. Расширение механизмов налогового мониторинга и инвестиционного вычета, с одной стороны, упрощает доступ к льготам, но с другой — сопровождается ростом регуляторной нагрузки и рисками утраты привилегий.

Введение этих изменений позволит более гибко управлять налоговой системой, но потребует от компаний пересмотра подходов к внутреннему контролю, аудиту и взаимодействию с налоговыми органами.

Автор: Евгения Крючкова

Меню сайта