Yandex.Metrika counter
Отследить вредные производства сложно. Рискованные здания и структуры могут стать дорогостоящими для промышленного сектора

Отследить вредные производства сложно. Рискованные здания и структуры могут стать дорогостоящими для промышленного сектора

09.03.2025 139 Отследить вредные производства сложно. Рискованные здания и структуры могут стать дорогостоящими для промышленного сектора

Согласно действующему Федеральному закону №446, известному как «усольский закон», владельцы опасных производственных объектов, которые могут стать новыми токсичными свалками после прекращения их использования, должны зарегистрироваться и предоставить свои данные Министерству природных ресурсов. Однако активного учёта не происходит.

К 1 марта в Росприроднадзор должна была быть предоставлена информация о сроках эксплуатации токсичных зданий и сооружений, но за десять дней до окончания срока это сделали только 6% предприятий. Частично это связано с отсутствием таких сроков у советских промышленных зданий, но по закону те, кто опоздал до 1 сентября, должны будут представить регулятору уже сметы, деньги и планы ликвидации объектов, прошедшие государственную экспертизу, что значительно дороже.

Власти не намерены отказываться от планов ужесточения требований, но им придётся решить, что делать с нарушителями, которые не справятся с ситуацией. Большинство владельцев опасных промышленных объектов игнорируют требования природоохранного регулятора, особенно если это не грозит им немедленными последствиями. Государство проводит учёт производств, которые владельцам придётся ликвидировать по истечении срока эксплуатации, требуя от владельцев отдельных опасных объектов данные о сроках эксплуатации зданий и сооружений, где размещены производства I и II классов опасности.

С момента регистрации возникают обязательства по их ликвидации. Сроки должны быть указаны в проектной документации к зданиям с указанием реквизитов заключения государственной экспертизы. По ФЗ-446, принятому после экологической катастрофы в Усолье-Сибирском (см. «Коммерсант» от 4 марта 2021 года), отчётность должна была быть представлена до 1 марта 2025 года. Однако по состоянию на 19 февраля информацию предоставили только 6% обязанных это сделать. На запрос «Коммерсанта» о точном количестве тех, кто не предоставил информацию к 1 марта, в службе не ответили.

Владельцам опасных производственных объектов (ОПО) до 1 сентября 2025 года необходимо представить планы по устранению объектов, заключение государственной экспертизы, обоснование стоимости работ и подтверждение финансирования ликвидационных мероприятий: независимую гарантию, поручительство или документы созданного резервного фонда с эскроу-счетами.

Стоит отметить, что сегодня устранение бесхозяйственных токсичных свалок и промышленных площадок осуществляется за счёт государства. По данным Министерства природных ресурсов, в России зарегистрировано около 3 тысяч объектов с признаками негативного воздействия на окружающую среду, из которых 70 — бывшие промышленные площадки. Однако стратегической задачей государства является обязать владельцев опасных объектов самостоятельно «убирать за собой».

Поэтому они обязаны не позднее чем за пять лет до окончания срока эксплуатации предоставить регулятору информацию о том, как будет происходить ликвидация, или внести в бюджет компенсационный платёж, размер которого определяет Росприроднадзор. Без этого актив невозможно продать, а компания-владелец не имеет права выплачивать дивиденды.

Причина, по которой бизнес не смог отчитаться о сроках эксплуатации токсичных зданий к 1 марта, — необходимость проверки проектной документации на здание государственной экспертизой. Ранее некоторые компании решали проблему с проблемными активами, избавляясь от них путём продажи, отчуждения и банкротства, в результате чего «объекты становились бесхозяйственными, а организация работ по их ликвидации — задачей государства», — отмечает генеральный директор консалтинговой компании ENV Ирина Демина.

В 2024 году на ликвидацию накопленного вреда из федеральных проектов «Чистая страна» и «Генеральная уборка» было потрачено 15 миллиардов рублей. Министерство природных ресурсов настаивает на необходимости экологических реформ, называя важнейшим механизмом финансирования ликвидации накопленного вреда «окрашенные» деньги (29 миллиардов рублей).

В 2024 году включаются компенсационные платежи. У государства и бизнеса всё ещё есть время для принятия решений. Как указали в Министерстве природных ресурсов, до 1 сентября 2025 года «владельцы опасных предприятий, срок эксплуатации которых истекает в течение пяти лет после принятия закона, должны подать заявление о продлении срока эксплуатации своих объектов, их реконструкции с полным пакетом документов, если они планируют продолжить работу».

Тогда станет известно, сколько владельцев опасных производств пройдут государственную экологическую экспертизу и создадут резервные фонды для обеспечения своей ликвидации. Однако уже ясно, что не все смогут справиться с оформлением всех необходимых документов и резервированием средств, и государству придётся решать, что делать с нарушителями. Среди возможных вариантов может быть передача проблемных зданий и сооружений в собственность государства.

 

Также может быть использован недавно внесённый в закон о государственном контроле механизм «соглашений об инвестициях в исправление нарушений вместо штрафов» (см. «Ъ» от 19 февраля). Пока этот вопрос только обсуждается и может быть «протестирован» на опасных объектах.